23/01/2026
В 2027 году Соединенные Штаты могут столкнуться с ситуацией, когда темпы роста спроса на газ начнут опережать темпы роста предложения, говорится в прогнозе Управления энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США. Формально речь не идет о полномасштабном дефиците, однако газовый рынок страны станет более напряженным, что может оказать влияние на мировые рынки, особенно на европейский.
США сохранят статус крупнейшего производителя газа в мире, при этом объем добычи по-прежнему будет превышать внутреннее потребление. Однако ключевым фактором становится рост экспорта: стремительное расширение мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) приводит к тому, что свободных объемов газа может не хватить на всех потребителей — как внутренних, так и внешних.
Газ в США продается через систему торговых хабов, где формируется единая цена независимо от конечного назначения топлива. В качестве эталонного ориентира выступает Henry Hub — основной ценовой индикатор североамериканского рынка.
Экспорт СПГ стал одним из самых доходных сегментов газовой отрасли США, особенно после ухода российского газа с европейского рынка. За последние годы мощности по производству СПГ в стране выросли почти вдвое: с 67 млн тонн в 2021 году до 118 млн тонн в 2025-м. В пересчете на регазифицированное топливо это около 163 млрд кубометров — объем, сопоставимый с докризисными поставками российского газа в Евросоюз. При этом расширение экспортной инфраструктуры продолжится.
Вероятность того, что спрос в 2027 году начнет опережать добычу, достаточно высока, считает старший менеджер компании «Имплемента» Иван Тимонин. Уже в 2026–2027 годах в США планируется запуск сразу четырех крупных СПГ-проектов — CP2, Rio Grande, Port Arthur и Golden Pass. Их совокупная проектная мощность оценивается примерно в 85 млрд кубометров в год. Даже с учетом поэтапного выхода на полную загрузку это станет серьезным фактором давления на газовый баланс страны.
Рост добычи, по оценкам EIA, будет более умеренным. В результате рынок не столкнется с физическим отсутствием газа, но станет значительно чувствительнее к внешним шокам — погодным аномалиям, инфраструктурным сбоям или геополитическим рискам.
Внутренний спрос на газ также растет. По словам руководителя проекта направления мировых рынков АЦ ТЭК Андрея Рябова, в 2026–2027 годах потребление газа в электроэнергетике может вырасти примерно на 10 млрд кубометров по сравнению с уровнем 2025 года. Газ становится ключевым источником балансировки энергосистемы на фоне роста доли возобновляемых источников энергии, расширения электротранспорта и увеличения числа дата-центров. В случае неблагоприятных погодных условий дополнительная нагрузка возможна и со стороны ЖКХ.
По текущему прогнозу EIA, совокупное влияние этих факторов приведет к росту цен на внутреннем рынке США. Хотя газ не столь чувствителен для американского потребителя, как стоимость бензина, он напрямую влияет на тарифы на электроэнергию, что делает вопрос социально и политически значимым.
В такой ситуации теоретически возможны ограничения экспорта. Однако, по мнению экспертов, прямой запрет выглядит маловероятным. Трубопроводные поставки в Канаду и Мексику связаны долгосрочными межгосударственными обязательствами, тогда как экспорт СПГ регулируется лицензиями Минэнерго США. Это оставляет властям пространство для маневра — прежде всего за счет замедления темпов ввода новых мощностей.
Особенно уязвимой стороной в этом сценарии остается Европа. Именно она в наибольшей степени зависит от американского СПГ, который играет ключевую роль в заполнении подземных хранилищ и сезонном балансировании спроса. Даже умеренное сокращение поставок из США неизбежно приведет к росту цен и усилению конкуренции за свободные партии газа, прежде всего с азиатскими покупателями.
К 2027 году Евросоюз планирует полностью отказаться от российского газа, включая трубопроводные поставки и импорт СПГ. В краткосрочной перспективе Брюссель вряд ли пересмотрит эти планы, однако в более спокойной геополитической обстановке вопрос может вернуться в повестку.
В долгосрочной перспективе рынок, вероятнее всего, отрегулирует дисбаланс самостоятельно. По оценке экспертов, рост внутренних цен будет стимулировать инвестиции в добычу, а ресурсная база США позволяет увеличить производство газа на 200–300 млрд кубометров в год в горизонте ближайших десяти лет — при условии благоприятной конъюнктуры.