21/12/2025
Российские кредитные организации стали тщательнее анализировать крупные денежные переводы, уточняя информацию о получателе средств, включая его родственные связи с отправителем, сообщили источники на рынке финансов.
В последнее время при проведении крупных переводов банки могут временно блокировать операцию и связываться с клиентом для уточнения личности получателя, его полных данных и объяснения характера отношений с ним. В отдельных случаях сотрудники банков также запрашивают информацию о целях использования переводимых средств.
Эти меры объясняются усилением борьбы с мошенничеством в финансовой сфере. Как ранее подчеркивал директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, кредитные организации обязаны анализировать переводы на признаки мошенничества и приостанавливать подозрительные операции, снижая риск хищения средств у граждан.
С начала 2025 года контроль за крупными переводами будет усилен с введением обновленного перечня признаков мошеннических операций. В этот список включены, в частности, смена номера телефона для входа в онлайн-банк и переводы значительных сумм через систему быстрых платежей на собственный счет.
Еще в 2024 году Центробанк расширил список индикаторов подозрительных операций с 4 до 6 пунктов. Среди них — переводы на счета, замеченные в мошенничестве, информация о возбуждении уголовных дел в отношении получателей средств, а также сигналы от операторов связи и других организаций о нетипичной активности клиента, например, резком увеличении числа входящих звонков или сообщений с неизвестных номеров.
Кроме того, банки должны обращать внимание на переводы на счета мошенников, данные о которых есть в базе регулятора, а также на нетипичные для клиента операции по сумме, времени или периодичности, а также попытки провести платеж с устройств, ранее использовавшихся в мошеннических схемах.
Эксперты считают, что новая практика может привести к увеличению числа временно заблокированных операций, однако в Центробанке подчеркивают, что это направлено не на ограничение добросовестных клиентов, а на дополнительную защиту их средств от мошенничества.