25/11/2025
На судебное заседание по делу о хищении 152 млн рублей при строительстве фортификаций был вызван свидетель Горбунов. Михаил Николаевич Горбунов являлся ключевой фигурой в работе оперативного штаба в период 2022-2023 годов, выполняя функции члена и секретаря этого органа. Горбунов занимал должность в штате комитета региональной безопасности, а также был заместителем председателя правительства в этой же части комитета. По его словам, именно губернатор принял решение о включении его в состав оперативного штаба.
Круг полномочий, возложенный на Горбунова в качестве секретаря, был обширным и охватывал все организационные аспекты работы органа. «Подготовка повестки заседания оперативного штаба, подготовка проекта решения, оповещение членов оперативного штаба о заседании. По завершению оперативного штаба мы готовили проект решения соответствующие, после согласования и утверждение его губернатором. Мы данный проект решения направляли заинтересованным органам», — рассказал Горбунов.
Процесс формирования повестки был детально регламентирован. Горбунов объяснил систему подготовки: «Первая- стандартная была оперативная обстановка, где докладывали силовики, а затем- тематические вопросы, которые выносили члены оперштаба по подведомствам». Горбунов формировал повестку, согласовывая её с заместителем председателя правительства Смирновым, после чего губернатор утверждал повестку и члены штаба получали уведомление о проведении заседания.
Важной особенностью работы оперативного штаба был формат проведения заседаний. «22-й год и 23-й все было в очном формате», — уточнил Горбунов.
Состав участников оперативного штаба не был жёстко ограничен. Представители других структур могли быть приглашены для рассмотрения отдельных вопросов, включая стратегические организации. «Могли быть приглашены не члены других структур. Их отдельно рассматривали без открытой части. Ну допустим, атомная станция, там, и по безопасности там рассматривала, ну и так далее», — описал процесс Горбунов.
Среди участников была Корпорация развития, представленная Лукиным. Хотя он не являлся официальным членом оперативного штаба, его участие было систематическим: «Членом штаба не был, а участие принимал по вопросам, в основном, строительства фортификационных сооружений».
Ключевым вопросом для деятельности оперативного штаба стала подготовка и утверждение перечня организаций для выполнения работ по строительству фортификационных сооружений. Корпорация развития вносила предложения по этому направлению. «Предложения были от Корпорации развития после заседания штаба в электронном носителе перечень организаций, которые включить в решение штаба», — сказал Горбунов, добавив, что эти предложения также озвучивались Дедовым и Денисовым.
Горбунов отметил первоначальные трудности с привлечением подходящих строительных организаций: «Дело в том, что на начальном этапе вообще была проблема набрать строительную организацию, чтобы выполнять эти работы».
Вопрос о продлении сроков исполнения договорных обязательств стал предметом обсуждения как на заседаниях оперативного штаба, так и на рабочих совещаниях. Горбунов указал на ключевых инициаторов: «Лукин, Дедов, конечно, по-моему и Денисов тоже выступал ( о необходимости продления сроков,- прим ред.)».
Продление сроков Горбунов объяснил так: «В связи с обстановкой, обстрелами; техника разбита, люди погибли, ранены». Кроме того, сроки были изначально сжаты из-за сезонных факторов: «Сроки были сжаты, потому что осень, в ноябре это все началось. И с учетом погодных условий, зимы и обстановок требовалось построить как можно быстрее. С учетом еще и Министерства обороны здесь задействованы».
Горбунов принимал участие в совещании со строительными организациями, которое проводилось в администрации. «Когда пришли строители, им предложили принять участие в этих работах», — рассказал он. Совещание состоялось в октябре или начале ноября в кабинете первого этажа здания на Красной площади. Дедов вел это совещание.
На совещании были поставлены задачи перед строительными организациями: «Обозначена была задача, что необходимо делать, проектирование, объем там, и так далее». Участие в работах предлагалось заинтересованным коммерческим организациям, которым разъяснялось, в какие органы им следовало обратиться. Первоначально, желающих было не так много, но «только узнали сколько платят, сразу прибежали». Речь идет о том, что на совещании была озвучена сумма аванска «сначала 80% (от стоимости договора, - прим. ред), потом поднималась, вроде, до 95%» и отплата рабочим будет 5 тысяч в день.
После начальных совещаний была проведена работа по закреплению ответственных лиц от администрации. «Я помню то, что потом было произведено закрепление ответственных от администрации области за районами». Эти лица отвечали за контроль хода работ и докладывали о наличии техники, рабочих и других ресурсов. Как и пояснял ранее Дулаев по СМС-сообщениям был представлен ежедневный доклад.
Также Горбунов рассказал, что «проводились совещания, с участием вице-премьера Хуснуллина практически раз в неделю, а то и два раза в неделю. Там губернатор отчитывался о проведении работ (по строительству фортификаций, - прим ред), стройки и так далее». Он также отметил, что нужно было построить более 100 фортификационных сооружений за «невыполнимые сроки» (21 день), при этом уточнив, что ему говорили, что точно будут продлеваться сроки.
Курские новости