15/09/2025
Орел, оставшийся без Вадима Соколова и Ирины Проваленковой, выбирал депутатов горсовета. Официальные итоги выборов будут позже, но уже сейчас понятно, что “Справедливая Россия” использовала свой протестный потенциал, а КПРФ в коалиции с “Единой Россией” явно получили меньше мандатов, чем ожидали. “Орловские новости” - о последнем дне народного волеизъявления.
Зефирки за голос
Колонны и желтые стены выдают в школьном здании бывшее ДК.
На улице Силикатная расположена школа № 49. Как и во многих других районах, мест для детей не хватает, и учебное заведение разделили на две части. Одна из них - собственно школа. Другая - бывшее ДК, которое сейчас используют для обучения начальных классов.
Исторически, конечно, они всегда были в одном избирательном округе, но в 2025 году их “порезали”, и два корпуса выбирали абсолютно разных депутатов.
В УИК № 31 соревновались Сергей Себякин из “Единой России” и Марина Кривова из “Справедливой России”.
Реальным игроком здесь является Ирина Гоцакова - областной депутат, в прошлом работавший директором 49-й школы и сохранившей свое влияние на педагогический коллектив. И здесь царит дух 90-х.
Сергей Себякин является действующим депутатом горсовета. Любопытно, что в прошлый раз он избрался в условиях, когда две с половиной тысячи избирателей проголосовали досрочно. На избирательные участки тогда пришло немногим более 700 человек, и более 500 из них проголосовали за конкурента Себякина. Как не сложно догадаться, единоросс победил с отрывом именно в две с половиной тысячи человек.
Сейчас досрочное и дистанционное голосования были отменены, и вопрос нужно было решать другими путями.
Коммунисты, имея огромную поддержку избирателей, на этом округе под ногами фаворита решили не путаться, и оппонировать Себякину вышла Марина Кривова - скандальная перевозчица, которая, столкнулась со всей массой наследия 90-х.
По ее словам, основной упор оппоненты сделали не только на пятничное голосование бюджетников, но и на надомное голосование.
“Пытаются фальсифицировать благодаря выносных урн. Старшая по дому собирает тех, кто мог бы дойти сам. Причем, собирает в подъездах, что запрещено. И прямо указывает, куда проголосовать. Есть видеозаписи, два дня это пресекали. Но были случаи, что в момент голосования угощают зефиром и говорят, за кого голосовать. Когда человек проявил волеизъявление и проголосовал за меня, его прогнали и сказали, что здесь только за Себякина”, - рассказала “Орловским новостям” Кривова, которую в воскресенье мы встретили именно на этом участке.
Дух 90-х здесь прослеживался и в других моментах.
“Дважды проголосовали одни и те же люди. Якобы ошиблись. Это на Артельном, 4. Старшая по дому в какой-то момент не выдержала и стала звонить Себякину. Открыто, называя его имя и отчество и спрашивая: “что за бардак, почему не разрешают голосовать тем, кого вы нам подали в списках?”, - рассказала Кривова.
Попытки наблюдателей вернуть избирательный процесс в законное русло, как в таких округах часто бывает, наталкивался на истерику со стороны членов комиссии. Они пытались задействовать сотрудников полиции для удаления неугодных людей с участка, но у МВД в этот раз была четкая директива - соблюдать правопорядок и не вмешиваться в политический процесс.
“Председатель комиссии пыталась удалить моего помощника, но полицейский проверил документы и сказал, что гражданин ничего не нарушает”, - рассказала кандидат.
Одной из новинок, свойственной этим выборам, была попытка наблюдателей участвовать в пломбировании документов. На некоторых округах члены комиссий охотно шли на встречу законным требованиям, но, если верить Марине Кривовой, здесь было иначе.
“Пытаются запретить дополнительный контроль при помощи пломбирования. По закону любой наблюдатель или работник СМИ могут потребовать провести дополнительный контроль и нанести дополнительную пломбу со своей подписью. Они мешали это делать, аргументируя тем, что привлекут наблюдателей за вандализм и порчу имущества школы”, - рассказала Кривова.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что действующий депутат горсовета выиграл выборы благодаря админресурсу. Несмотря на соответствующую репутацию Себякина, скорее всего, здесь было все сложнее.
Все избиратели, с которыми “Орловским новостям” удалось пообщаться на этом округе, признались, что отдали свои голоса за Александра Бубликова из КПРФ. Некоторые из них, при этом, прямо смотрели на Марину Кривову, но не знали, что она является действующим кандидатом. Иными словами, проведи коммунисты здесь активную избирательную кампанию, наверняка у них бы были отличные шансы на победу.
Вместо этого в Орле установилась коалиция “Единой России” и КПРФ, где одна партия получила все, что ей требовалось, а другая оказалась в роли неудачников.
По словам местных жителей, больше всего их бесят проблемы с транспортной доступностью района их проживания, которые действующие депутаты год за годом не могут исправить.
“Они (Гоцакова и Себякин - прим. ОН) на машинах ездят, а мы стоим. По пол-часа стабильно ждать надо транспорт, а вечером вообще его может не быть”, - рассказала одна из пожилых жительниц Силикатной.
Люди,говорят, что проблеме уже ни один год, но решать ее никто не собирается.
“Себякин и Гоцакова всегда вместе приезжают. Неразлучная парочка. Их надо заменить, они уже приелись, а толку никакого”, - высказалась другая изберательница.
В прошлые избирательные кампании отсутствие выбора власти компенсировали шоу-программой. Однако, в этот раз школьное руководство отмашку сверху так и не получило.
“Голосование в течение трех дней проходит в рамках закона, никаких эксцессов у нас нет, все происходит под взорами наблюдателей от кандидатов и партий”, - рассказала “Орловским новостям” председатель местного ЦИК Ольга Сергеевна Воропаева.
Избиратели эту информацию подтверждают::
“Даже музыки не было почти. В пятницу немного, вчера тишина, сегодня только включили. Ни концертов, ничего. Хоть бы школу побелили бы к выборам”, - посетовала одна из местных пожилых женщин.
Пирожки вместо конкуренции
Сад 49-й школы лучшего передает дух округа - безмятежность, гармония и тишина.
Та же школа, но уже совсем другой округ. Раньше УИКи школы № 49 находились в одном округе, но в 2025 году в результате “перерезки” округов все изменилось.
В основном здании 49-й школы переизбирался спикер горсовета Василий Новиков. Конкуренцию ему на выборах никто решил не составлять.
“У нас очень доброжелательная атмосфера. Многие пенсионеры голосуют на дому. Жители очень довольны. Явка неплохая для нашего района. В этот раз концерта не было - вышестоящая организация это решает. Музыка и буфет есть. Молодежь ходит, в том числе - впервые голосующие. Людей примерно столько же, сколько и на предыдущих муниципальных выборах”, - рассказала нам Судакова Анна Михайловна, возглавляющая местную избирательную комиссию.
В силу отсутствия конкуренции атмосфера среди наблюдателей здесь царила абсолютно “чиловая”. Например, работнице 97-го детского саде Ирине, представлявшей на выборах Общественную палату, больше всего здесь запомнились пирожки из буфета. Правда, их готовили не местные повара. Все привозилось дружественным ИПшником.
Все потеряли надежду
На седьмом избирательном округе мы побывали еще в пятницу. Но источник в КПРФ сообщил, что это один из самых конкурентных округов.
Мы повторно здесь побывали и увидели, что кандидат от КПРФ Павел Степанов (работает в аппарате губернатора Клычкова) явно имеет здесь преимущество.
Против него выдвинулись сразу два кандидата, имеющие репутацию близких к “Справедливой команде” людей. Это Максим Сушков, возглавлявший в прошлом ТИК Советского района, а потом разоблачивший фальсификации выборов со стороны городских властей, а также Андрей Череватенко - ветеран СВО, выдвинувшийся на выборы со стороны “Справедливой России”.
Именно его мы встретили на входе в школу № 33.
“Я участвовал в выборах лет 10 или больше назад. Сейчас маловато шансов. Против КПРФ тяжело. Они сильные. Тем более, у меня не было времени на кампанию. В конце августа в Орел вернулся, меня из бригады не отпускали. А сейчас отпуск”, - рассказал ветеран СВО.
Сушкова встретить на участке не удалось, но очевидно, что именно его представители исполнительной ветви власти считали главным конкурентом - он удостоился даже именного двойника, который должен был на выборах оттягивать голоса невнимательных граждан.
“Надежды ни на кого нет. В противовес центральной власти буду голосовать за Компартию. Мне нравится Клычков”, - сообщила “Орловским новостям местная жительница.
По ее словам, среди ее круга общения выборы энтузиазма не вызывают.
“Никому это не надо, надежду все потеряли на то, что мы на что-то влияем”, - рассказала другая женщина. .
При этом, она отметила, что действующий областной депутат Франко ходила по домам, призывая всех голосовать.
“А теперь из вежливости и я приду. Человек воспитанный”, - отметила орловчанка.
Огненная концовка
23-я школа специализируется на английском языке, а не математике.
В школе № 23, занимающейся углубленным изучением английского языка, два избирательных участка. И они относятся к разным округам. В УИК № 55 присутствующие зафиксировали, как фельдшер скорой медицинской помощи Дмитрий Серегин проиграл коммунисту Виктору Борнякову.
А вот через стенку в УИК № 59 борьба разыгралась намного более серьезная. Там сразу четыре кандидата шли “нога в ногу”.
Ветеран СВО Денис Орлов выдвинулся здесь самовыдвиженцем, а “Справедливую Россию” представлял муж Марины Кривовой Вадим. Кроме того, “Единая Россия” и КПРФ также выставили своих кандидатов - Татьяну Столярову и Олега Тютякина.
Когда голосование закончилось, обстановка здесь становилась все нервозней и нервозней. Даже девчонок из полиции попросили шутить потише и напомнили о том, что идет подсчет голосов.
Бросалась в глаза неопытность комиссии. Многие не знали как гасить неиспользованные бюллетени, но председатель помогла всем найти левые верхние углы документов, после чего нужно было считать уже использованные бюллетени.
Наблюдатели выстроились над столами членов комиссии, работавших со списками. Худо-бедно удалось заполнить несколько граф итогового протокола.
А вот потом случилась катастрофа. При пересчете бюллетеней из субботнего сейф-пакета обнаружилось, что бюллетеней не столько, сколько нужно.
Сначала кому-то показалось, что одного документа не хватает. На это все прореагировали терпимо - главное, ведь, чтоб больше не было. А меньше - можно. Это связано с тем, что на многих округах есть жители, ворующие бюллетени.
Однако, уточнение ситуации показало, что имеется не недосдача, а перебор. А вот это уже плохо. Это ставит ребром вопрос о возможных вбросах.
Сейф-пакеты - особенность новость избирательной системы, где голосование длится целых три дня. Результаты народного волеизъявления после каждого дня закрываются в сейфе и остаются под охраной полиции. Но рано или поздно их все равно нужно доставать.
У большинства наблюдателей интереса к происходящему не было от слова совсем. Они даже не вставали со своих скамеек и не поворачивали голову в сторону разворачивающихся событий.
В былые годы за законностью выборов в Орле повсеместно следили наблюдатели КПРФ, но, вероятно, эти времена в прошлом. Сейчас эту роль играли наблюдатели от СР, к которым на этом участке присоединился представитель “Новых людей”.
“Считаем по одной стопке за раз и через перекладывание бюллетеней“, - отдала указание наблюдатель Вадима Крирова.
Члены комиссии, имеющие опыта явно меньше, чем она, повиновались. Но это помогло не сразу.
Председатель комиссии проявила смекалку и предложила все стопки раскладывать на две - красную (голосование за партии) и зеленую (голосование за кандидатов). Такой подход позволил уточнить ситуацию - перебор случился только по партиям.
Комиссия пыталась найти пустые листы, но тщетно - все листы были общепринятого образца. Потом началась проверка подписей и печатей, но ничего подозрительного также обнаружено не было.
В итоге удалось понять, что один бюллетень мог приклеиться к соседнему. Скорее всего, эту случилось, когда кому-то из граждан выдавались листы. На это указывал тот факт, что один бюллетень оказался незаполненным.
У комиссии возникло два варианта - признать выборы по спискам недействительными или пересчитать погашенные документы и обнаружить нехватку одного бюллетеня (это доказывало, что он мог приклеиться). После голосования членов УИКа решено было действовать по второму сценарию.
И на самом деле разобраться удалось. У кого-то просто слиплись два бюллетеня. Это поставило новый вопрос - гасить его как неиспользованный или ликвидировать сразу 131 бюллетень (именно столько человек проголосовало за партии в тот злосчастный день). Вадим Кривов проконсультировался с юристами и пришел к выводу, что эту партию бюллетеней в любом случае нужно гасить. В противном случае любой из проигравших кандидатов мог подать в суд, оспорить выборы и выиграть.
“Закон есть закон”, - констатировала председатель комиссии и согласилась ликвидировать партийное волеизъявление почти полутора сотен избирателей.
За стеной в 55-м УИКе уже завершился подсчет голосов, и коробка с документами отправлялась в ТИК.
В 59-м в это время люди только приступали к подсчету. На слух обращала на себя внимание та плотность, с которой распределялись голоса избирателей, отданные за четырех основных кандидатов. Тем не менее, фамилии “Кривов” и “Орлов” звучали все же чаще.
Ручной пересчет стопок с бюллетенями это подтвердил. Столярова взяла 52 голоса, Тютякин - 34, Орлов - 109, а Кривов - 126.
Несмотря на то, что на участке исправно работал мобильный интернет, в самый неподходящий момент у него начались проблемы со связью. При этом, на другим участках округа использовались КОИБы, и голосование уже должно было закончиться.
Появившаяся через несколько минут информация сделали Кривова победителем - другие участки он взял с отрывом в 105 голосов.
При этом, пришла информация уже от избиркома. Оказалось, что “красный пояс” окончательно уходит в прошлое, и коммунисты по партийным спискам проигрывают второе место “эсерам”. Учитывая, что Орловская область третий срок подряд находится под властью губернаторов-коммунистов, это выглядело феерическим провалом.
Подсчет бюллетеней по партийным спискам это ощущение только усилило. КПРФ смогли набрать лишь 35 голосов, “Единая Россия” - 81, а “Справедливая Россия” - 86. Такой итог был совсем уж “разрывом шаблона”, и накал страстей начал падать, перетекая в ночное умиротворение.
Отметим, что по всему городу была зафиксирована так называемая “сушка” явки - избирательные комиссии отказались от концертов, шоу, цирков и другой развлекательной программы. Как известно, в городах, в отличие от сельской местности, тон на выборах задает протестный электорат, присутствие на выборах которого власти и пытались минимизировать. По состоянию на утро понедельника успешной эту попытку не назовешь.
Орловские новости