12/08/2025
Гибель атомной подводной лодки К-141 "Курск" остаётся одной из самых трагичных страниц в истории российского флота. В память о погибших подводниках по всей стране установлены мемориалы — в Мурманске, Москве, Курске и других городах.
«…катастрофа – это чудовищный, но уникальный эксперимент, поставленный судьбой и природой, который никогда и никем не может быть запланирован и воспроизведён. И раз уж такое случилось, все невольные участники этого эксперимента – оставшиеся в живых члены экипажа, прямые и вышестоящие начальники, пославшие корабль и экипаж в море, проектанты, строители и учёные – должны выполнить свой долг: неуклонно, принципиально и профессионально исследовать все обстоятельства и причины катастрофы, в какой бы области – военно-технической, социальной, нравственной или правовой они не находились.» - Герой Советского Союза вице-адмирал Е.Д. Чернов
История катастрофы
В середине декабря 1999 года экипаж первой линии (основной состав, имеющий право выходить в море) ушёл в отпуск за 1999 год. Вернувшись, моряки сразу же отправились в очередной отпуск — за 2000 год, из которого вернулись лишь к 25 мая. Уже 26 мая началась подготовка к выходу в море.
Перерыв в плавании на 9 месяцев однозначно означал потерю статуса перволинейного экипажа. Морякам пришлось заново проходить полный курс подготовки, включая теоретическое обучение в учебных центрах ВМФ. Возникает вопрос: насколько велика разница между экипажем, не выходившим в море 8 месяцев и 21 день, и теми, кто не плавал 9 месяцев? Особенно учитывая, что всё это время подводники находились в отпуске, не занимаясь даже теоретической подготовкой. Этим вопросом задался Эдуард Овечкин в своем журналистском расследовании. В своей работе, вышедшей в 2018 году под названием "Акулы из стали", он опирался на воспоминания родственников погибших, на опыт других подводников и открытые источники тех лет. Это не официальная версия событий, но отметим, что в документах следствия указано, что перед катастрофой экипаж не выходил в море около 9 месяцев (с декабря 1999 по август 2000 года). Это признано одним из факторов, повлиявших на снижение готовности подводников.
12 августа 2000 года, согласно плану учений, АПЛ "Курск" должна была произвести учебный пуск торпеды 65-67 ПВ в период с 11:40 до 13:40.
В 11:28:32 в торпедном аппарате №4 произошёл взрыв торпеды (эквивалентный 150–200 кг тротила). Взрыв сорвал переднюю и заднюю крышки аппарата, разрушил часть лёгкого корпуса, а давление в первом отсеке мгновенно поднялось до 5–8 кг/см2. Весь личный состав первого отсека погиб. Вода начала поступать в первый, а затем и во второй отсеки. Лодка потеряла ход и начала погружаться с дифферентом на нос.
Отметим, что по заключению государственной комиссии (2002 г.) и отчёту Генеральной прокуратуры РФ, катастрофа произошла из-за взрыва торпеды 65-76 «Кит» в торпедном аппарате №4. Из-за коррозии сварного шва произошла утечка перекиси водорода (компонент топлива торпеды). В торпеде 65-76 использовалась высококонцентрированная перекись водорода (Н₂О₂) в качестве окислителя. Перекись вступила в реакцию с медными деталями (фильтрами, трубопроводами), что привело к быстрому разложению с выделением кислорода и тепла.
Подводники в кормовых отсеках (с третьего по девятый) остались в живых, но не понимали, что произошло — аварийная тревога не была объявлена, команды отсутствовали.
АПЛ ударилась носом о грунт на глубине 108 метров и по инерции проскользила ещё несколько метров. В 11:30 детонировал боезапас в первом отсеке. К этому моменту в кормовом девятом отсеке собрались 23 выживших. Подлодка лежала на дне в своём же полигоне Северного флота.
Самостоятельное спасение с глубины 100 метров находится на пределе человеческих возможностей. Кроме того, даже в августе температура воды в Баренцевом море не превышает 8°C, что делает длительное пребывание в ней смертельно опасным.
Первая попытка спасательной операции была предпринята 13 августа в 17:30 аппаратом АС-34. 16 августа командующий Северным флотом доложил президенту, что из-за ухудшения погоды операция невозможна. Было принято решение принять иностранную помощь.
19–20 августа к месту аварии прибыли норвежские суда "Нормонд Пионер" и "Сивей Игл" с британским спасательным аппаратом LR-5. К 13:00 20 августа "Сивей Игл" завершил осмотр лодки с помощью автономного подводного аппарата.
21 августа норвежские водолазы вскрыли аварийный люк девятого отсека. Командующий Северным флотом подтвердил гибель всего экипажа.
Память о погибших
Первый памятник морякам "Курска" был открыт в Москве в первую годовщину трагедии. Скульптура Льва Кербеля "Скорбящий моряк" изображает подводника и лежащую у его ног субмарину.
Через два года ветераны-подводники предложили установить памятник в Мурманске, используя сохранившуюся часть ограждения рубки "Курска". Сегодня рубка АПЛ находится у мурманского собора Спас-на-Водах. На гранитной плите памятника воспроизведён обугленный отпечаток ладони одного из погибших, обнаруженный на переборке лодки.
На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге похоронены 32 члена экипажа — это самое крупное захоронение подводников с "Курска" (остальные покоятся в других городах России и Украины). Первые похороны прошли в ноябре 2000 года, когда были погребены два офицера. Последние — 23 марта 2002 года, когда был похоронен командир АПЛ, Герой России капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
12 августа 2003 года на кладбище открыли мемориал: чёрный гранитный куб с бронзовым буревестником, символизирующим морскую стихию и вечный покой. Архитектор Г. С. Пейчев спроектировал площадку с тремя рядами могил (по 10 в каждом) и центральным памятником.
В 2012 году на месте гибели "Курска" установили двухметровый металлический крест. Его опустили на дно с борта спасательного судна "Николай Чикер" в присутствии родственников погибших, включая родителей матроса Дмитрия Каткова, чьё тело так и не было найдено.
Память в Курске
Город, в честь которого названа подлодка, также хранит память о трагедии.
На Курском мемориале высечена надпись: "Вечен ваш подвиг в сердцах поколений". На обратной стороне стелы — несколько крестов, а рядом — скульптура скорбящего ангела. Памятник, созданный местными скульпторами, был открыт в 2003 году. В его основе — подлинная обшивка "Курска", поднятая со дна моря. Сама стела символизирует разрушенную взрывом рубку.
Ещё один мемориал находится на улице Бойцов 9-й дивизии. На табличке написано: *"Установлен для увековечивания памяти экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск», геройски погибшего при выполнении учебно-боевого задания в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Вечная память морякам-подводникам"*.
В 2022 году в школе №18 Курска открыли Аллею памяти подводников. На ней установлены памятные доски с именами погибших курян и фрагмент рубки "Курска".
Отметим, что все торпеды 65-76 были сняты с вооружения и утилизированы к 2003 году.
Курские новости