02/01/2026
В конце каждого года "Бизнес-журнал" публикует рейтинг самых влиятельных персон Свердловской области. Итоги 2025 года существенно отличаются от предыдущих лет, что связано с изменениями в руководстве региона. В марте 2024 года президент назначил нового губернатора, а в сентябре того же года Денис Паслер победил на выборах. Практически весь 2025 год его фигура формировала ожидания и определяла настроения в политических кругах Свердловской области. Мы публикуем мнения ведущих уральских политологов, которые для "Бизнес-журнала. Урал" оценили расстановку сил в политических кругах и бизнес-элитах региона. Сегодня мы приводим комментарий Валерия Бианки, главного редактора Telegram-канала "Трезвый политолог".
— Можно ли утверждать, что приход нового губернатора Дениса Паслера в свердловский регион задал тренд внутренней политики на несколько лет вперед? Если да, то в чем он заключается?
— Да, можно. Регион перешел из-под влияния группы Собянина под контроль группы Вексельберга при поддержке Ковальчуков-Кириенко. Это приведет к глобальной перестройке элитного ландшафта. Судя по тому, что Орлов, вероятно, останется на посту мэра Екатеринбурга на какое-то время, процесс будет постепенным. Основные кадровые решения будут приняты после выборов в Госдуму в 2026 году.
— Какие изменения в принципах управления в регионе вы наблюдаете в этом году?
— Эти изменения происходили на протяжении всего последнего времени. Тенденция на устранение альтернативных центров влияния будет продолжена. Муниципалитеты, ключевые бизнес-активы, медиа — все это перейдет под контроль безусловно лояльных людей.
— Как вы оцениваете состав кабинета министров региона, который сложился после прихода Паслера?
— Это промежуточный состав. Итоговый мы увидим осенью 2026 года.
— Насколько, по вашему мнению, в регионе сегодня возможны "вольности" в политическом самовыражении? (Например, вологодский губернатор открывает памятник Сталину. В Свердловской области такая инициатива не прошла).
— У Паслера нет идеологических амбиций, в отличие от Филимонова. Ему это просто не нужно. Он больше сосредоточен на финансовых потоках, а не на лентах информагентств.
— Насколько единодушна свердловская элита относительно целей, задач и методов реализации государственной политики сегодня?
— Мнение свердловской элиты никого не волнует. Как и мнение любой другой региональной элиты. Это наглядно продемонстрировано на примере дела Олега Чемезова. А кто не понял, тот поймет.
— Что, на ваш взгляд, будет оказывать определяющее влияние на региональную внутреннюю политику в 2026 году?
— Деньги. Дефицит бюджетных средств и поиск резервуаров для их изъятия. Это будет основной фактор.