16/12/2025
В Госдуме во втором чтении одобрили смягчающие поправки к закону о такси, которые разрешают самозанятым водителям легально использовать личные автомобили иностранного производства, не соответствующие требованиям глубокой локализации, в рамках установленной квоты.
Законопроект предусматривает, что не более 25% самозанятых таксистов смогут работать на своих иномарках, не удовлетворяющих требованиям локализации. Это позволит каждому четвертому частному водителю легально заниматься извозом на своем автомобиле.
Для самозанятых водителей закон временно отменяет требование использовать только автомобили из перечня локализованных моделей (например, Lada, УАЗ, Evolute и другие), что будет действовать до 1 января 2033 года. Крупные таксопарки, в свою очередь, обязаны будут соблюдать это требование.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, такие меры обеспечат "плавный и сбалансированный переход" к политике локализации автомобилей для такси без негативных последствий для рынка.
Ранее принятые поправки разрешают самозанятым таксистам работать не только по месту постоянной регистрации, что упрощает процедуру легального трудоустройства.
По оценкам экспертов, жесткие требования по локализации автомобилей могли бы привести к уходу сотен тысяч водителей в "серую" зону, так как для многих самозанятых в регионах было бы невозможно заменить свою иномарку на новую локализованную модель.
Исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская назвала принятые меры "абсолютно правильным комплексом" для поддержки отрасли и самозанятых водителей. По ее словам, около 72% таксопарков имеют более половины парка из автомобилей, не соответствующих требованиям локализации, а среди водителей только 29% ездят на подходящих машинах.
Принятие закона после третьего чтения и одобрения Советом Федерации создаст двухуровневую систему регулирования: крупные перевозчики будут постепенно обновлять автопарки, а самозанятые водители получат возможность работать на своих автомобилях в рамках квоты. Это решение должно сохранить доходы самозанятых и стабильность рынка такси.