15/12/2025
Правительство Российской Федерации намерено внести ряд изменений в Правила дорожного движения, чтобы адаптировать их к современным технологиям и повысить безопасность на дорогах. Как сообщает издание "Коммерсантъ", утвержденный комиссией по безопасности дорожного движения пакет поручений предусматривает несколько важных нововведений.
Ключевое изменение заключается в том, что информация, отображаемая на электронных дорожных знаках и табло отображения информации (ТОИ), станет обязательной для исполнения водителями. В настоящее время водителям лишь рекомендуется следовать указаниям на этих табло, например, снижать скорость в условиях гололеда. После внесения изменений в ПДД указания на табло будут иметь приоритет над стационарными дорожными знаками. Это позволит синхронизировать работу табло с камерами фотовидеофиксации и автоматически штрафовать водителей за нарушение их требований. В России уже установлено большое количество таких конструкций, однако их потенциал для оперативного управления дорожным движением и повышения безопасности до сих пор не был полностью реализован.
Минтрансу поручено рассмотреть возможность введения минимальной дистанции между грузовыми автомобилями на двухполосных дорогах. Это предложение направлено на снижение числа лобовых столкновений при обгоне. Часто водители, начавшие маневр, не успевают вернуться в свою полосу из-за длинных колонн грузовиков, движущихся с небольшим интервалом. За первые 11 месяцев 2025 года аварии, связанные с выездом на встречную полосу в разрешенных местах, привели к гибели тысяч людей. Современные камеры с нейросетями позволяют фиксировать такие нарушения, однако вопрос о введении административной ответственности за несоблюдение минимальной дистанции требует тщательной проработки.
Для борьбы с необоснованными ограничениями скорости в виде так называемых "лежачих полицейских" будет разработан единый регламент установки скоростных режимов. В настоящее время решение об ограничении скорости принимается владельцами дорог или регионами, что приводит к путанице и противоречивым знакам. Унификация правил станет основой для масштабной инвентаризации всех действующих ограничений скорости на дорогах. Эксперты не исключают, что после наведения порядка может быть пересмотрен и "нештрафуемый" порог превышения скорости в 20 км/ч.
Кроме того, Минтранс и Росавтодор должны подготовить план по оборудованию дорог разделительными ограждениями и дополнительными полосами до 2036 года. На сегодняшний день лишь четверть федеральных трасс оснащена такими средствами защиты от лобовых столкновений.