09/12/2025
По итогам первых девяти месяцев 2025 года государственный долг России достиг 31,98 трлн рублей, что на 2,9 трлн рублей (10,1%) больше, чем на начало года, сообщает Счетная палата РФ. Увеличение долговой нагрузки произошло на фоне бюджетного дефицита, приближающегося к установленному законодательством уровню 3,8 трлн рублей.
Наблюдается различная динамика внутреннего и внешнего долга:
- Внутренний долг вырос на 3,6 трлн рублей (15,2%), достигнув 27,3 трлн рублей.
- Внешний долг в рублевом выражении снизился на 667,8 млрд рублей (12,6%), составив 4,6 трлн рублей.
- Расходы на обслуживание госдолга за отчетный период составили 2,3 трлн рублей, что составляет 73% от установленного бюджетного лимита.
Причиной роста государственного долга стал дефицит бюджета. Кассовые поступления в федеральный бюджет составили 26,9 трлн рублей (включая 6,6 трлн рублей доходов от нефтегазовой отрасли), однако расходы превысили 30 трлн рублей. Уровень исполнения расходов (71%) оказался выше, чем в аналогичный период прошлого года (67,5%). Наибольший объем средств был направлен на социальные выплаты (86%), наименьший — на капитальные вложения в госсобственность (54%).
Для достижения целей на 2025 год в последнем квартале необходимо будет направить около 12 трлн рублей, что на 2,5 трлн рублей меньше, чем в четвертом квартале 2024 года.
Счетная палата РФ подчеркивает, что замедление экономической активности связано с ужесточением денежно-кредитной политики. В результате рубль укрепился до 84,6 рубля за доллар, а цена на нефть марки Urals упала ниже прогнозируемого уровня, составив $58,9 за баррель. Инфляция, достигшая в марте максимума (10,04% за год), к сентябрю снизилась до 7,98%. За весь год потребительские цены выросли на 4,29%.
В ведомстве предупреждают о возможных сложностях в реализации государственных программ. Общий уровень исполнения программ составил 71,6% (20 трлн рублей), однако по 19 программам расходы отстают от показателей прошлого года. По трем программам (развитие Северного Кавказа, промышленности и экологии) отставание превышает 10 процентных пунктов. Низкое (менее 50%) освоение бюджетных средств наблюдается по 30,4% элементов программ, а по 18 элементам финансирование вообще не начиналось при общем объеме ассигнований в 37,6 млрд рублей. Это вызывает опасения, что цели в таких сферах, как социальная поддержка, занятость и промышленность, могут оказаться недостижимыми.