05/10/2025
Учитель математики ОГБОУ «Школа-интернат номер 26» Татьяна Захарова много лет работает с детьми с нарушением зрения. Для неё математика - это не просто наука о цифрах и формулах, а способ развивать воображение, помогать детям чувствовать себя успешными и уверенными. В канун Дня учителя мы поговорили с Татьяной Викторовной о выборе профессии, особенностях работы в интернате и о том, чему педагоги могут научиться у своих учеников.
Расскажите, почему Вы выбрали профессию учителя и почему именно математика?
Очень любила математику. Была вожатой. Приходишь к детям, а они бегут к тебе, глазки горят. Если получалось объяснить так, что все становилось простым и понятным, гордость переполняла.
Был ли в вашей жизни учитель, который сильно на Вас повлиял?
Да, была такая учительница русского языка и литературы. Меня поразило в ней ее энтузиазм и преданность своему делу.
Как изменилась профессия педагога за последние 10–15 лет, с чем это связано и в чём эти изменения особенно заметны?
Изменилась методика преподавания. Цифровые образовательные ресурсы помогают сделать урок более эффективным.
Чем работа в интернате отличается от работы в обычной школе? В чём особенности обучения детей с проблемами зрения?
В интернате все, как одна семья, так как детей значительно меньше чем в обычной школе. Наши дети требуют особого внимания, так как возможности их ограничены. Когда работаешь с такими детьми, понимаешь , что на тебе лежит двойная ответственность. Не только научить , но и дать возможность почувствовать себя успешным. Особенности в приемах и методах образовательного процесса, использовании специальных средств обучения. Фабричных бывает недостаточно и тогда делаем сами, своими руками. Важно, чтобы у наших детей развивалось воображение, наглядные представления об изучаемом объекте.
Что для Вас важнее - знания или интерес к предмету?
Для меня важнее интерес к предмету. Если будет интерес, то и знания появятся.
Были ли случаи, когда ученик, «не друживший» с математикой, всё-таки добился успеха?
Были. И это вдохновляет. Как то на встрече выпускников подошла ко мне бывшая выпускница. Мы разговорились. И она мне поведала, что не любила математику до 5 класса. Сказала , что благодаря моим урокам полюбила этот предмет. Я была очень удивлена. Считала, что математика ей легко дается.
Что вдохновляет Вас оставаться в профессии?
Вдохновляет работа с детьми. Они не дают стареть. Общение с детьми приносит массу положительных эмоций. Когда они доверяют тебе самое сокровенное.
Какой совет Вы бы дали молодым педагогам, которые только начинают работать?
Хорошо знать психологию ребенка, видеть его проблемы, находить правильные решения.
Как Вы определяете успех ученика: по оценкам, по умению рассуждать или по интересу?
Я учу детей думать и радуюсь, когда вижу что детям интересно, когда они увлечены, задают вопросы, высказывают свое мнение и участвуют в обсуждении.
Чему Вы сами учитесь у детей?
Рязанские НовостиЖизнерадостности. С возрастом нас все сложнее рассмешить, а детям это просто и легко.