23/07/2025
Четыре политических партии, представленные в Воронежской областной думе, подали необходимые документы в избирком и получили одобрение. Однако с трудностями при регистрации столкнулись депутаты КПРФ. Им не выдавали подтверждающие депутатский статус справки. Подробнее о сложившейся ситуации корреспонденту «Воронежских новостей» рассказал руководитель фракции КПРФ Воронежской областной думы Андрей Рогатнев.
— Андрей Иванович, расскажите, пожалуйста, подробности ситуации, с которой столкнулись члены партии КПРФ при регистрации на выборы?
— Честно говоря, мы не ожидали этого прецедента. Как говорят наши юристы, в том числе центрального комитета партии, мы столкнулись с мелкими подножками, которые продолжаем получать. Справка, которую требует избирательная комиссия, является подтверждением нашего статуса депутатов, работающих на непостоянной основе. В части блокирования оппозиционных кандидатов подобное еще нигде не применялось. Воронежская область стала в этом первой. Учитывая сложившуюся в настоящее время ситуацию с террористическими атаками киевского режима на наш регион, это раскачивает ситуацию в электоральном поле, то есть в избирательном. Это, на мой взгляд, не просто сомнительная, но и крайне опасная тенденция.
У нашей партии есть программа, которая называется «Программа Победы». Ее принятие позволит значительно усилить наши ресурсные возможности. С другой стороны, как ответственная политическая сила в Воронежской области, мы делаем многое для того, чтобы жизни людей стали немного легче, а а также чтобы сами политические процессы — в том числе и выборы — прошли как можно чище и честнее, чем в 2020 году.
Несмотря на то, что четверо из пятерых наших кандидатов (Андрей Рогатнев, Денис Рослик, Владимир Рожков и Олег Спивак — прим. ред.), которые являются действующими депутатами Воронежской областной думы, уже получили справки, до сих пор остается неясность касательно бывшего первого вице-спикера облдумы, депутата Николая Колоскова. Со своей стороны мы делаем все, чтобы это злоупотребление должностными полномочиями со стороны председателя аппарата областной думы было пресечено, а ситуация исправлена.
Мы проинформировали руководство нашей партии, которое в свою очередь уведомило председателя центральной избирательной комиссии о том, что подобный прецедент имеет место быть в Воронежской области. Это не вносит здоровую конкурентную динамику в работе на выборах и избирательных комиссиях. Но, с другой стороны, противоречит высказываниям, озвученным губернатором Воронежской области Александром Гусевым. Напомню, он сказал про выборы, что это должна быть не борьба, а состязание избирательных программ и видения будущего развития нашей области, в том числе законодательной базы.
На мой взгляд, всяческое затягивание с выдачей справок создаёт реальную угрозу для регистрации как отдельных наших кандидатов, депутатов от партии, так и в целом всего партийного списка. Эти неадекватные действия нарушают правила политической борьбы и не соответствуют рангу руководителя законодательного органа Воронежской области, если, конечно, это исходит от него.
Сложившаяся ситуация грубо нарушает все выстроенные каноны, особенно после событий 2020 года, когда по делу Бавыкина и Васьковой мы увидели, как делаются результаты в интересах одной политической силы. Нынешний конфликт — а это конфликт на ровном месте — способен создать глубокий раскол в обществе и вызвать скандал федерального масштаба в прифронтовом регионе.
— С чем могут быть связаны причины сложившейся ситуации на ваш взгляд?
— Считаю, что причины были заложены еще раньше. Не понимаю мотивации, но, если вы посмотрите историю этого скандального созыва, то станет понятно, что они могут быть связаны с какими-то межличностными отношениями. После выборов в 2021 году начались подобного рода оттанцовки по поводу моего присутствия в составе областной думы в должности заместителя председателя комитета по культуре и историческому наследию, которые вылились в попытки убрать меня с должности. Как мне кажется, председатель облдумы Владимир Нетесов пошел тогда во все тяжкие, вплоть до ликвидации комитета как такового. В итоге меня оставили без работы.
Особое отношение к спискам, которые мы подаем, совершенно очевидно. Это лишний раз доказывает, что наша работа, которую мы вели на протяжении пяти лет, действительно была направлена не только на консолидацию, но и ввелась в интересах избирателей.
— В ЦК КПРФ вам предложили подать заявление без справок, однако у вас возникли сомнения, что без них вас не зарегистрируют. Можете рассказать про это подробнее?
— Коллеги из юридической службы говорили нам, что подавать нужно в любом случае все документы, что мы и сделали. Справок у нас тогда не было, но имелись документы, подтверждающие наше депутатство. Например, выписки из наших доходов, счетов, что мы получаем небольшие компенсационные выплаты как депутаты, работающие на непостоянной основе — около 8,5 тысяч рублей. Это и есть подтверждение того, что мы являемся депутатами, а не просто людьми со стороны.
Здесь прослеживается явное нежелание помогать отдельным кандидатам в устранении различных недочетов. Вот почему мы говорим об опасных тенденциях, которые носят деструктивный характер. Стоит также вспомнить скандал, который произошел на последнем заседании областной думы, когда Рудаков написал заявление, и, соответственно, его освободили от должности вице-спикера. На этом заседании мы говорили о соблюдении норм Устава — высшего законодательного документа нашей области, который прямо гласит, что каждая политическая партия, допущенная к распределению мандатов по единому избирательному округу, имеет право на одну должность, которая является освобожденной.
Однако нас проигнорировали. Такие действия в том числе и председателя областной думы показывают, что к нам относятся, мягко говоря, не объективно, а на самом деле просто грубо попирают и нарушают даже принятые большинством «Единой России» законы, в том числе Устав, по которому живет вся область. Поэтому мы решили обратиться непосредственно к губернатору, поскольку эти процессы вносят серьезный деструктив, и такая нечистоплотная борьба попросту неприемлема.
— Вы планировали направить жалобу в прокуратуру?
— Для начала нам необходимо собрать все соответствующие факты по всем этим нарушениям и хорошо вычитать их, а для этого нужна юридическая помощь. Сегодня, на мой взгляд, главная задача — это проверка и оперативное исправление тех возможных недочетов, которые мы имеем по документам. Потому что эта бюрократическая система, усложняющая политическим партиям выдвижение кандидатов, отвлекает и отнимает много сил. Конечно, мы ко всему этому вернемся, но главная задача сейчас — это сдача документов.
— Планируете ли вы предпринимать что-то еще, кроме вышеперечисленного, для разрешения этой ситуации?
— Да, но пока не буду озвучивать, что именно. И мы не только планируем, но и уже предпринимаем. Но в любом случае призываем руководителя региона присмотреться пристальнее к тому, что происходит. Я думаю, что Александр Гусев, как руководитель области, должен дать оценку действиям тех, кто представляет ту политическую партию, в которой он состоит сам.
Мы в любом случае будем участвовать в этой избирательной кампании. Безусловно, сдадим документы. Уверен, что наши избиратели поддержат нас.
Редакция «Воронежских новостей» также связалась с Николаем Колосковым — единственным от партии КПРФ, оставшимся пока что без справки, подтверждающей статус депутата. О причинах отказа мы скоро расскажем в отдельном материале.
Воронежские новости