12/05/2025
Рыльск – один из самых древних городов России. Первое упоминание о нем датировано 1152 годом. За почти тысячелетнюю историю он пережил немало трагедий и разрушений, став одним из православных центров Курской области.
Оперативные сводки
Въезжая в современный Рыльск, первое что попадается на глаза – излучина Сейма на возвышенности, окруженная аккуратными домами и хозпостройками. Рядом – скромная гостиница с автомойкой на первом этаже в старинном здании. Сейчас этой гостиницы уже нет. 11 мая ее уничтожили точным ударом западной РСЗО, сильно ранив трех человек. Первыми разбирать завалы пришли местные жители – они уже, кажется, привыкли к этой рутинной тяжелой работе.
Рыльск регулярно обстреливают с начала так называемой «курской» операции ВСУ. Когда украинские оккупанты и наемники вторглись на территорию нашего региона, Рыльск стал для них едва ли не стратегической целью. Но сил захватчикам, ожидаемо, не хватило, правда город постоянно жил в напряжении и ожидании очередных вражеских залпов. 20 декабря 2024 года удар ВСУ убил пять человек, этот день остается самой большой трагедией за время проведения военной спецоперации.
С освобождением Курской области, местные жители выдохнули, но как оказалось – не на долго. Очередной накат на Глушково, которое по прямой от Рыльска находится в 40 километрах, вернул в провинциальный городок подзабытое чувство страха и беспокойство. В Рыльске стало громко от работы ПВО, атаки со стороны ВСУ вышли в активную фазу, враг продолжает кошмарить мирное население и террористически бьет по гражданским.
До удара по гостинице, ВСУ успели разрушить начальную школу и сильно повредить местный Дом Культуры. Это, не считая атак на энергетическую инфраструктуру. Но в тени остаются православные храмы, которые были, есть и будут важнейшими символами Рыльска. Тысячи прихожан продолжают ходить в церкви, многие из которых с началом СВО превратились в волонтерские центры.
Слово пастыря
Успенский кафедральный собор возвышается на одной из центральных площадей Рыльска. Напротив, у входа в городской сад стоит памятник Григорию Шелихову. Это градостроительное решение прочно связывает Рыльск с патриархальной традицией имперской России. А вот стоит Храм на улице Свердлова, что уже объединяет его с антиклерикальными коммунистическими временами. Сам собор был построен в 1811 году купцом Филимоновым. В годы Великой Отечественной Храм не пострадал, в ходе российско-украинской – пока до конца не ясно.
Сейчас здесь идет косметический ремонт: специалисты штукатурят стены, вставляют новые стеклопакеты. Старые окна выбило взрывной волной, вовремя атаки на местную школу. Разрушенное здание учебного заведения находится неподалеку, ему ремонт уже не понадобиться, от дореволюционного строение остался только остов, обрамленный горой мусора. Воронка от прилета на школьном дворе завалена фрагментами искорёженного забора. Успенский собор уцелел чудом, если бы координаты запущенной ВСУ ракеты сбились на несколько метров, в Курской области стало бы на одну православную святыню меньше.
«С одной стороны, мы – люди в целом, наше общество – все это заслуживаем, идет расчеловечивание, главная цель которого: сделать отдельного человека безумцем. Так легче его подвести к пропасти. Это часть мировой системы», уверен Настоятель Успенского кафедрального собора, протоирей Александр Харин. Он вспоминает как Рыльск практически опустел с началом вторжения. По мнению настоятеля, из 15-ти тысячного города уехало около 10 тысяч человек.
Тогда в первые недели августа 2024 не работали магазины, банки, соцучреждения. Пустели храмы и церкви, на место уехавших мирных приехали военные, а вместо продуктовых магазинов и аптек стали открываться актуальные и по сей день Военторги. Лично Отец Александр никуда уезжать не планировал. «Мы не уезжали, я службу объявил, остались. Господь управил», - говорит Харин. К тому же вместе с обязанностями религиозными на плечи священнослужителей упала тяжелейшая общественная нагрузка.
Вопросы веры
С первых дней СВО при Успенском храме по настоянию митрополита Германа начала работать волонтерская группа «Надежный тыл». С ними активно сотрудничает Тульская и Смоленская епархии, православные из Белорусии. Когда магазины были закрыты волонтеры пекли хлеб и раздавали прихожанам. Так, священники стали надежным тылом не только для тех, кто остался в Рыльске, но и для тех, кто отправился освобождать захваченные земли.
С религиозной точки зрения, испытания, выпавшие на долю Рыльска и его героических жителей – проверка истинной веры. Но даже такая трагедия меркнет на фоне кары Господней, которая затронула соседей. «В сравнении с тем, что Суджа пережила, что Глушково пережило – нас Господь милует. Есть газ, свет, вода. Мы должны быть вместе, помогать, а не стоять в стороне», - уверен протоирей. То, что ВСУ выбивают у верующего человека почву из-под ног и пытаются затушить божественное начало – признак слабости и заведомо проигрышная позиция. Вместо поиска точек соприкосновения, Украина и военным и политическим путем уничтожает то, что делало нас одним народом.
В качестве примера, Отец Александр привел судьбу Горнальского монастыря. Святыня, столетиями объединявшая русских и украинцев была превращена при оккупации в непроходимый опорный пункт, и при освобождении – разрушена: «Мы же знаем, кто нас разъединил. Монастырь только восстановили, был как пасхальное яичко. Все разрушили, варвары». Под ее руинами не только остатки уникального храмового комплекса, но еще и надежда на спасение в самом что ни на есть религиозном смысле этого слова. Хочется верить, что Рыльск избежит этой судьбы.